Configurations Error(!)
Configurations Error(!)
viagra cialis

Weight Loss Program

Отзыв о стихотворении К.Смонова "Родина"

Печать

Поощрительный диплом районного конкурса сочинений-отзывов по стихам К.Симонова

 

Автор - Бондарева Татьяна, учащаяся 9 "Г" класса ГУО "Средняя школа № 15 г.Могилева"

Учитель - Бондарева Лариса Анатольевна

 

С чего начинается любовь к родине? Что значит любить родину? Эти вопросы  задаёт себе каждый человек. Заново понять это чувство помогло мне прочтение стихотворения Константина Симонова «Родина».

Тема стихотворения отражена в заглавии - «Родина». Отчизна  начинается для  нас с самого дорогого. Об этом рассказал Симонов в стихотворении. Чувство любви к родине предстаёт как проявление высшего нравственного долга.  

Стихотворение «Родина» Симонов опубликовал в 1940 году. Затем, уже в войну, несколько отредактированное, оно было снова напечатано и воспринималось как только что написанное. Сам автор датировал его сорок первым годом.

Стихотворение состоит из шести строф. В них автор передаёт свои мысли, размышления. Первая строфа созвучна словам известной «Песни о Родине» Лебедева – Кумача. Тот же масштаб, то же присущее первой половине 30-х годов мировосприятие, тот же образ:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Это подтверждает и чёткий, ритмичный ямб, и ассонанс на звук [а]. Торжественность стихотворению придают краткие формы прилагательных

« непобедима, широка, горда». Мы как бы зримо ощущаем  мощь «большой » Родины. Помогает нам это увидеть и эпитет «великих океанов». С помощью словосочетания «сеткою меридианов» автор подчёркивает занятость большой площади. Страна огромна, она лежит, «раскинув города». Эта родина одаривает тебя лучами своего величия и славы.  Обращает на себя внимание то, что Симонов, говоря о родине, в первой строфе использует местоимение «она». В третьей строфе он пишет: «Ты вспомнишь не страну большую». Вторая строфа является своеобразным переходом  к детальному описанию с детства милых пейзажей. Когда человек стоит перед выбором, что вспомнит он? У Симонова возникает иной образ родины: уже не бескрайние нивы, а «клочок земли» становится символом того, что тебе дороже.  Автор произносит слово «родина». Что можешь сделать ты для «огромной земли» ? Очень немного. А тут, когда дело идёт о «клочке», с которым ты  кровно связан,  всё меняется местами.  Вторая и третья строфы объединены одной мыслью: подготовить к восприятию того, что человек, по мнению автора, вспоминает в последние минуты своей жизни. Об этом единстве свидетельствует и синтаксическая конструкция - сложное предложение. Автор использует анафору. Строчки «ты вспомнишь» говорят про уверенность. С этой же целью употребляется глагол совершенного вида. Поэт даже не сомневается в правильности выбора. Для передачи своего восприятия «малой» родины  Симонов  использует в четвёртой строфе назывное предложение. Здесь нет глаголов, нет действия. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «клочок», «речонку» указывают на бережное отношение к «малой» родине.

Пятая строфа – итог. Значимость чувства передаёт глагол совершенного вида «посчастливилось». Автор подводит нас к выводу: «большая» Родина, вся страна отражается в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.  

В шестой строфе  лирическое чувство любви перерастает в патетическое ораторское заключение. Здесь звучит основной пафос произведения:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

В стихотворении автор использует перекрёстную рифму. В первых пяти строфах женская рифма чередуется с мужской, что придаёт стихотворению равномерность и мягкость. Описываются чувства, мысли, раздумья. В последней строфе жёсткое звучание только мужской  рифмы придаёт патетический пафос стихотворению.  С этой же целью в  последней строфе Симонов снова обращается к  анафоре. Слова «да, можно»  утверждают: герой готов не только «голодать и холодать»,  но и «идти на смерть». Многоточие готовит нас к выводу. Создается образ «трёх берёз».

Этот образ Родины с её «тремя березами» пройдёт через всю военную поэзию Симонова. Происходит снижение высоких понятий. Мне кажется, что в таком приземлении понятия эти ничего не теряют – просто приближают к солдатскому ощущению жизни.

Мотив трёх берёзок не остался только симоновским. Вспомним Суркова, воспевшего «да синий бор, да жёлтые поля» в стихотворении «Родина».  Все эти  воспоминания  о родных местах были обострены войной, усиливая любовь к большой Родине. Война поднимала высокие чувства с самого донышка души.  Война заставила идти, а то и ползти по земле с её просеками и перелесками – сначала отступая, потом наступая. Не масштабы покидали и не масштабы отвоёвывали солдаты – каждую деревушку, пригорок.   

Мне кажется, что, остро ощущая современность, Симонов решительно выступает против облегчённого изображения войны. Со свойственным его таланту обострённым чувством времени Симонов прямо и открыто говорит о реальностях войны и связанных с ними переживаниях. Более строгим, более конкретным стал образ Родины.

Стихотворение «Родина» помогло мне заново  открыть чувство любви к родине. Образ «малой» родины в моём сознании оформился и утвердился под прямым воздействием симоновского стихотворения.

Чем мне ещё дорого это стихотворение? Наверное, тем, что здесь, на моём «клочке» земли, на моей «малой» родине, Симонов завещал развеять свой прах. Поэт писал: « У меня есть кусок земли, который мне век не забыть,- вот это поле за Могилёвом». Именно  у стен моего города Симонов увидел людей, которые остановили врага, выдержали его удар и нанесли ему ответный. Я горжусь своей родиной. Горжусь её историей, её людьми.

 

 

Авторизация

Рейтинг@Mail.ru
Akavita
RATING ALL.BY