О безотметочном обучении (Интервью заместителя Министра образoвания К.С.Фарино)

08.06.2011 10:42
Печать

Идея безотметочного обучения возникла уже достаточно давно. Сохраняет ли она свою актуальность сегодня?

Несомненно, эта идея по-прежнему актуальна. Более того, ее актуальность сегодня значительно возросла. Одним из требований современного общества становится формирование человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль.

Насколько существенными являются различия в процессе оценивания при традиционном и безoтметoчным обучении?

Эти различия достаточно существенны. При традиционном обучении результат оценивания представляется в виде условно-формального выражения в баллах, при безотметочном – в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого человеком. Несомненно, в этом случае гуманистический потенциал оценки гораздо более высок. Понимание сути этих различий является важным условием построения эффективного процесса обучения.

Какое воздействие оказывает безотметочное обучение на личность учащегося?

Прежде всего, оно оказывает влияние на мотивацию учения. При традиционной системе оценивания отметка выступает в качестве внешнего мотивационного фактора, во многом определяя успешность или неуспешность учебной деятельности ребенка. Однако этот путь не всегда эффективен. В современном мире все большее значение приобретают вопросы непрерывного образования в течение всей жизни, а ситуации учения сегодня возникают не только в стенах образовательных учреждений. Если человек привыкает действовать лишь под влиянием внешней мотивации, то учиться в течение всей жизни ему будет достаточно сложно. Необходимо сформировать мотивацию внутреннюю, чтобы сам процесс учения вызывал интерес и стимулировал познавательную активность человека. Безотметочное обучение может во многом содействовать этому.

Кроме того, современное общество ориентировано на максимально индивидуализированный образовательный процесс. Об этом свидетельствуют изменения, произошедшие в образовательной системе в последнее время. Одна из характерных черт – достаточно широкое поле факультативных занятий различной направленности, благодаря которым каждый учащийся может участвовать в построении собственной образовательной траектории. Безотметочное обучение – одно из звеньев в этой цепи. Оно позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимать во внимание исходный уровень развития способностей, скорость протекания мыслительных процессов, особенности темперамента и волевой сферы.

В течение трёх лет Министерство образования Республики Беларусь проводит эксперимент по апробации безотметочного обучения учащихся 3-4 классов отдельным предметам учебного плана. В чем его суть?

Действительно, начиная с 2008 года, в республике осуществляется экспериментальный проект «Апробация безотметочного обучения учащихся 3-4 классов трудовому обучению, изобразительному искусству, музыке, физической культуре и здоровью». В эксперименте принимали участие 10 общеобразовательных учреждений из различных регионов страны.

В начальной школе отметки часто становятся важнейшим стимулом к учебе. Часто наблюдается даже своеобразное коллекционирование отметок, соревнование, кто больше получил «девяток» и «десяток». Чем в условиях безотметочного обучения может быть заменен этот стимул?

Следует принять во внимание, что, превращаясь в сильный фактор внешней мотивации, отметка часто вытесняет истинный познавательный интерес ребенка. В условиях безотметочного обучения мотивация перестает иметь внешнюю форму. Лишенный внешнего стимула в виде отметки, учащийся обретает новые мотивы учебной деятельности, которые лежат в сути самой учебной деятельности. Несомненно, эти мотивы являются более устойчивыми, они не зависят от внешних влияний. И сегодня, в условиях непрерывного образования, сформированность таких мотивов имеет огромное значение.

Безотметочное обучение уже в течение ряда лет является обязательным в 1-2 классах общеобразовательных учреждений. В чем заключалась новизна осуществляемого проекта?

Действительно, безотметочное обучение в 1-2 классах уже доказало свою эффективность. Предстояло проверить, будет ли оно эффективным при работе с учащимися другой возрастной категории. Кроме того, необходимо было создать и проверить на практике абсолютно новый инструментарий безотметочного обучения – оценочные карты и дневники, разработать рекомендации для учителя.

Почему только четыре учебных предмета были выбраны для эксперимента? И почему именно эти учебные предметы?

Выбор отнюдь не был случайным. Как уже упоминалось, при безотметочном обучении значительно снижается роль внешней мотивации. В этих условиях нужно было начинать с учебных предметов, которые имеют высокий мотивационный потенциал и сами по себе достаточно интересны учащимся. В начальной школе практически все дети любят петь, играть, рисовать, мастерить, прыгать и бегать. Вполне очевидно, что адаптация к новой системе оценивания в условиях обучения этим учебным предметам должна была произойти легче. Кроме того, успешность учащихся в обучении музыке, изобразительному искусству, физической культуре и здоровью часто зависит от уровня развития специальных способностей. Безотметочное обучение позволяет нивелировать различия в природной одаренности учащихся.

Известно, что родителям свойственно «фетишизировать» отметку. Часто именно отметка в той или иной мере определяет их отношение к ребенку. Как отнеслись родители к введению безотметочного обучения в экспериментальных классах?

В ходе эксперимента с родителями проводилась достаточно большая работа. Их знакомили с целями и задачами экспериментальной деятельности, принципами, на основе которых она осуществлялась, предполагаемыми результатами. Постоянно проводились родительские собрания, разного рода консультации. В школах и гимназиях организовывались творческие отчеты учащихся, выставки и концерты, благодаря которым родители могли увидеть достижения своих детей, проследить динамику их развития.

Постоянно проводились опросы родителей о целесообразности безотметочного обучения музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению, физической культуре и здоровью. Следует отметить, что сначала отношение к новой системе оценивания было неоднозначным, однако в ходе эксперимента оно претерпело определенные изменения. Сегодня родители в основном поддерживают безотметочное обучение. Они считают, что оно не унижает достоинство детей, повышает уровень их эмоционального благополучия, развивает самостоятельность и творчество. Также родители отмечают, что на уроках дети чувствуют себя более комфортно, становятся более раскованными.

Как отнеслись к нововведению учителя, проводившие эксперимент?

Следует отметить, что безотметочное обучение предъявляет особые требования к учителю – ведь ему приходится использовать всю палитру педагогических средств стимулирования познавательной и творческой активности учащихся. Тем не менее, практически все учителя, участвующие в эксперименте, поддержали идею безотметочного обучения, отметив, что работать стало гораздо интереснее и появилось больше возможностей для педагогического творчества.

Есть и ещё один важный момент. Безотметочное обучение предполагает наличие у учителя умения дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика. Практика показывает, что не все учителя этим владеют. Подобному умению необходимо обучать даже опытных педагогов, вырабатывая у них установку на видение и адекватную оценку индивидуальных возможностей детей.

Каковы на сегодняшний день результаты эксперимента?

В первую очередь, наблюдаются изменения в мотивационной сфере учащихся. В экспериментальных классах постоянно увеличивается количество учащихся, которые руководствуются внутренними мотивами учения на уроках изобразительного искусства и трудового обучения. Дети любят рисовать, лепить, им нравится работать с пластилином, красками, природными материалами. Они хотят научиться делать красивые поделки из бумаги, картона и других природных материалов, дарить родителям и друзьям подарки, сделанные своими руками. Прослеживается тенденция к увеличению количества учащихся, которым небезразличны уроки физической культуры и здоровья. Они хотят укрепить свое здоровье, стать сильными, выносливыми, любят выполнять различные физические упражнения.

В то же время в контрольных классах увеличилось количество учащихся с внешними положительными мотивами учения. На уроках изобразительного искусства, физической культуры и здоровья им нравится учитель, они хотят порадовать родителей своими успехами.

Качественные изменения выявлены в учебной деятельности. Учащиеся экспериментальных классов стали охотнее выбирать задания творческого уровня и успешнее справляться с ними. Их работы, например, по изобразительному искусству, сегодня характеризуются более высокой степенью реализации полученных знаний в практической деятельности, нежели у учащихся контрольных классов. Кроме того, их творческие замыслы более интересны и оригинальны. В ходе эксперимента учащиеся стали более адекватно оценивать свою деятельность на уроках, их суждения стали более конструктивными.

Чем, по Вашему мнению, это обусловлено?

Следует принять во внимание, что развернутое оценочное суждение, используемое в безотметочном обучении, гораздо более информативно, нежели отметка. Из него учащийся может узнать не только о том, каковы его знания и умения, но о том, насколько эффективные способы и приемы он использовал при выполнении задания. При оценивании постоянно подчеркивается старание и усердие учащегося, его стремление к достижению цели. Оказывает влияние и то, что при безотметочном обучении процесс оценивания становится более эффективным. На уроках гармонично сочетаются оценка учителя, взаимооценка учащихся, самостоятельная оценка учащимися собственных учебных достижений.

Насколько общественность была информирована о ходе и результатах эксперимента?

Ход реализации и результаты экспериментального проекта постоянно обсуждались в Национальном институте образования. Участники эксперимента выступали с сообщениями на семинарах различного уровня, заседаниях методических формирований учителей, педагогических советах. Был опубликован ряд материалов в периодической печати. Предварительные итоги экспериментальной деятельности были представлены на Республиканской научно-практической конференции «Управление качеством инновационной деятельности», которая состоялась 17 декабря 2010 года в Академии последипломного образования.

Вопрос. И последний вопрос, когда безотметочное обучение по музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению, физической культуре и здоровью будет введено в массовую практику?

С 2011/2012 учебного года при организации образовательного процесса планируется использовать безотметочное обучение по музыке в 1-5 классах, изобразительному искусству в 1-6 классах, трудовому обучению, физической культуре и здоровью в 1-4 классах.

 

"Настаўніцкая газета" №46 от 14.04.2011