Отзыв о стихотворении К.Симонова "Если Бог нас своим могуществом..."

09.02.2011 11:54
Печать

3 место в районном конкурсе сочинений отзывов по стихам К.Симонова

Автор - Кукареко Евгения, учащаяся 11 "А" класса ГУО "Средняя школа № 28 г.Могилева"

Учитель - Вишневецкая Ирина Владимировна

 

Великая Отечественная война… Такая далекая и такая близкая одновременно… Далекая, потому что рядом с нами  осталось немного её очевидцев. Близкая, потому что еще слишком сильна боль от разрушений и жертв её. Война стала и тем моментом, когда в людях проявлялись самые яркие черты личности: героизм, мужество, подлость, предательство, ум, решительность, трусость…  И талант. Талант, который, возможно, в другое, мирное время, не проявился бы или не был бы таким ярким и впечатляющим. Таким, каким был поэтический дар Константина Симонова, прославившего наш край, людей, его населяющих, воспевшего подвиг солдата-освободителя и своим творчеством доказавшего, что можно побеждать не только на поле боя, но и на страницах произведений, уже многие десятилетия не оставляющих равнодушными читателей разных поколений.

Творческий дар поэта настолько силен и многогранен, что не мог быть исчерпан только военной лирикой. В творческом наследии Симонова среди стихов военной поры мое внимание привлекло стихотворение «Если Бог нас своим могуществом…». Возможно, именно каждодневная близость смерти подтолкнула поэта к написанию этого глубоко философского произведения, в котором поэт поднимает и по-своему пытается решить вопрос о том, что ждет человека после смерти и какой будет вечная жизнь после смерти. В осмыслении К.Симонова этот вопрос приобретает совершенно новое, в чем-то даже противоречивое решение.

Лирический герой стихотворения «Если Бог нас своим могуществом», которым, по сути, и есть сам автор, рассуждает о жизни после смерти. Героя, как и каждого из нас, не оставляет вопрос: какой будет наша «вечная жизнь», если, конечно, она существует.

Стихотворение открывается зачином-вопросом «выбирай?» и представляет собой разворачивающиеся философские раздумья. Гипотетическое предположение о том, что Бог, со свойственным ему всепрощением и великодушием, определит героя в рай, провоцирует следующий вопрос, требующий не просто ответа, а обсуждения: что взять с собой из этой грешной, но привычной и  удобной жизни, чтобы рай стал действительно раем, а не местом, где суждено испытывать лишь боль расставания. Что взять с собой в рай, где все и так есть и где не нужно напрягать силы, мысли и чувства? Этот мотив выбора получает развитие в последующих строфах стихотворения, где основа рассуждения - сложноподчиненные предложения с уступительными, причинными, изъяснительными отношениями. Придаточные предложения конкретизируют, детализируют, уточняют, приглашают к раздумьям («что нам делать с земным имуществом, …все, что к нам на земле причислено,…чтобы мучиться от разлук» и т. д.). Слегка грустная, доверительная интонация стихотворения сочетается со скрытой напряженностью и ироническим взглядом автора на окружающий мир.

Стихотворение было написано К.Симоновым в осажденной Одессе, где смерть друзей почти вошла в привычку, но поэт любил жизнь, не гнулся под ее ударами, радовался всем ее дарам. Поэтому в стихотворении мысль о смерти смягчается то улыбкой, то самоиронией, - не специально, не намеренно – это было естественным проявлением характера автора- человека мужественного и жизнелюбивого.

Лирический герой приходит к традиционному для мировой литературы выводу: даже в самом совершенном мире ему будет не хватать любви – тревожной, непостижимой, непредсказуемой, мучительной, отчаянной, нервной - всегда разной и такой одинаково земной («Я бы взял с собой  в рай такую же, что на грешной земле жила»). Эпитеты «злая, ветреная, колючая», адресованы возлюбленной и свидетельствуют о том, что наш герой не сторонник покорности и покоя, чтобы выстоять и жить, ему нужны переживания и впечатления.

В поэтической концепции стихотворения можно отметить речевые особенности, характерные для творческой манеры поэта: «запрограммированные» ошибки (малой малости), разговорную лексику (вскорости, по-земному), неожиданные сочетания слов (удивленно кляня, синей ясности). Эти убедительные детали свидетельствуют о том, что герой Симонова не уходит от реального мира, извлекая из него необходимые впечатления.

Тема вечной жизни, которая во все времена была основой любой религии, приобретает совсем иное звучание у Симонова. Для человека, который никогда не мечтал о покое, страшна не смерть, а блеклость вечной жизни. Поэтому он готов забрать в рай и прелести и трудности, сопровождавшие его на земле. Расстояния и расставания, без которых не бывает встреч. Верных друзей, «чтобы было с кем пировать». Врагов, без которых нельзя оценить настоящую дружбу («…чтоб в минуту скверную по-земному с ним враждовать»). Подтверждением этого является анафора «Взял бы в рай с собой…» в пятой, шестой и седьмой строфе, усиливающая напряженность, показывающая, как важно для лирического героя все это, как волнительно.

Друзья и враги, любовь и ненависть, расставания и встречи – из этого складывается наша жизнь. Отсюда понятно желание героя забрать их с собой в вечную жизнь, что наводит на параллель с фольклором – сказками о сообразительном Иванушке, стремящемся перехитрить саму смерть и остаться в вечности, полной того, что составляет истинную ценность самого мига «между прошлым и будущим», который мы и называем жизнью. Хитрость своего героя подтверждает и поэт: «Даже смерть, если б было мыслимо, я б на землю не отпустил. Все, что нам на земле причислено, в рай с собою бы захватил». «Где же хитрость? – спросите вы. – Обыкновенная жадность человека, который не ценит того, что имеет, пока не приходит пора с этим расстаться». В последней строфе поэт устами своего героя раскрывает всю сущность стратегического плана человека, неистово любящего жизнь и дорожащего каждым ее мигом: «И за эти земные корысти, удивленно меня кляня, я уверен, что Бог бы вскорости  вновь на землю столкнул меня».

Талант Константина Симонова был вызван к жизни войной. Но в годы войны жизнь человека приобретает неимоверную ценность. Поэтому человек, столько испытавший, имеет право учить нас тому, как нужно ценить каждый миг нашей жизни, как дорожить своими победами и поражениями,  чтобы даже рай не мог сравниться с реальным миром.